Принято на педсовете Утверждаю
Протокол № 1 от 30.08.04 Директор МОУ Самбекской СОШ
____________________Г.С. Назарьянц
приказ № ____ от ______________200___ г.
Положение о методическом объединении
Протокол № 1 от 30.08.04 Директор МОУ Самбекской СОШ
____________________Г.С. Назарьянц
приказ № ____ от ______________200___ г.
Положение о методическом объединении
1. Общие положения
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.
Методическое объединение организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и обеспечивающих дисциплин.
В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п.
Количество методических объединений и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач и устанавливаются приказом директора ОУ и штатами.
Учителя, входящие в состав методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области. Формы обучения - дневная, вечерняя, экстернат, и надомная. Перечень предметов, по которым допускается экстернат и надомное обучение, также устанавливаются Министром образования Российской Федерации.
Обучение ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе / зам. директора по УВР.
Методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по методической работе (зам. директора по УВР, председателю МС школы)).
Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, указами президента Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.
Учебно- воспитательную, методическую и опытно- экспериментальную работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив Министра образования Российской Федерации, а также рекомендации Комитета образования. По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом школы, Правилами внутреннего трудового порядка, трудовыми договорами (контрактами).
2. Задачи и направления деятельности методического объединения
Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:
-удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
-организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно- воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
-совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно- методического и материально- технического обеспечения;
-повышение педагогической квалификации учителей;
-проведения педагогических экспериментов;
-организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовка их к поступлению в высшие учебные заведения.
3. Основные формы работы в методическом объединении
-проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
-круглые столы, совещания и семинары по учебно- методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.;
-заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
-открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- изучение и реализация в учебно - воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
- проведение предметных и методических недель; взаимопосещение уроков;
- контроль за качеством проведения учебных занятий.
4. Основные направления деятельности методического объединения
-анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
-участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;
- разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
-подготовка и обсуждение рукописей учебно- методических пособий и дидактических материалов по предметам;
- проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам;
- подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
- обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов;
- обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;
- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля над исследовательской работой учащихся;
- организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения;
- применение на уроках диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов, экспертно-обучающих систем, демонстрационно-обучающих комплексов и т.д.;
- разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов, таблиц и т.д.), а также методики их использования в учебном процессе; совершенствование учебно - лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения);
- взаимные посещения занятий как внутри методического объединения, так и между учителями различных методических объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;
- совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими МО в целях обмена опытом работы;
- изучение опыта работы родственных МО других учебных заведений и обмен опытом этой работы;
- выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
5. Работа методических объединений
Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором школы.
Заседания методического объединения проводить не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической работе / заместителя директора школы по учебно- воспитательной работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей).
6. Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
-готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;
- выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
- ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
- ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
- рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
- обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы;
- вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
- выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах "Учитель года".
7. Контроль за деятельностью методического объединения
Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется заместителем директора по учебно - воспитательной работе, председателем методического совета школы .
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.
Методическое объединение организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и обеспечивающих дисциплин.
В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п.
Количество методических объединений и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач и устанавливаются приказом директора ОУ и штатами.
Учителя, входящие в состав методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области. Формы обучения - дневная, вечерняя, экстернат, и надомная. Перечень предметов, по которым допускается экстернат и надомное обучение, также устанавливаются Министром образования Российской Федерации.
Обучение ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе / зам. директора по УВР.
Методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по методической работе (зам. директора по УВР, председателю МС школы)).
Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, указами президента Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.
Учебно- воспитательную, методическую и опытно- экспериментальную работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив Министра образования Российской Федерации, а также рекомендации Комитета образования. По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом школы, Правилами внутреннего трудового порядка, трудовыми договорами (контрактами).
2. Задачи и направления деятельности методического объединения
Методическое объединение как структурное подразделение образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:
-удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
-организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно- воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
-совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно- методического и материально- технического обеспечения;
-повышение педагогической квалификации учителей;
-проведения педагогических экспериментов;
-организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовка их к поступлению в высшие учебные заведения.
3. Основные формы работы в методическом объединении
-проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
-круглые столы, совещания и семинары по учебно- методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.;
-заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
-открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- изучение и реализация в учебно - воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
- проведение предметных и методических недель; взаимопосещение уроков;
- контроль за качеством проведения учебных занятий.
4. Основные направления деятельности методического объединения
-анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
-участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;
- разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
-подготовка и обсуждение рукописей учебно- методических пособий и дидактических материалов по предметам;
- проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам;
- подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
- обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов;
- обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;
- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля над исследовательской работой учащихся;
- организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения;
- применение на уроках диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов, экспертно-обучающих систем, демонстрационно-обучающих комплексов и т.д.;
- разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов, таблиц и т.д.), а также методики их использования в учебном процессе; совершенствование учебно - лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения);
- взаимные посещения занятий как внутри методического объединения, так и между учителями различных методических объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;
- совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими МО в целях обмена опытом работы;
- изучение опыта работы родственных МО других учебных заведений и обмен опытом этой работы;
- выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
5. Работа методических объединений
Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий год. План составляется председателем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором школы.
Заседания методического объединения проводить не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по методической работе / заместителя директора школы по учебно- воспитательной работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей).
6. Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
-готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;
- выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
- ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
- ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
- рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
- обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы;
- вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
- выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах "Учитель года".
7. Контроль за деятельностью методического объединения
Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется заместителем директора по учебно - воспитательной работе, председателем методического совета школы .